Как выявить неисправности системы охлаждения двигателя

неисправности системы охлаждения двигателя-01

Как выявить неисправности системы охлаждения двигателя, а затем правильно устранить их? Утечки в системе охлаждения автомобильного двигателя очень опасны. Они могут привести к перегреву силового агрегата, выходу из строя прокладки ГБЦ или к заклиниванию узла привода (что практически равносильно его разрушению).

Как проверить наличие утечек охлаждающей жидкости в системе охлаждения? Как найти место утечки? Как устранить небольшие течи из системы охлаждения? На все эти вопросы вы найдете ответы в данной статье. Мы постараемся представить вам подробную информацию по предупреждению и устранению неполадок в охлаждающей системе автомобиля.

Как правильно устранить неисправности системы охлаждения двигателя

Эффективная система охлаждения должна быть герметичной, ведь большое значение для ее производительности имеет количество жидкости в магистрали. Размер тракта охлаждения зависит от мощности двигателя. Типичные системы, используемые в двигателях объемом от 1,4 до 2,0 литров, требуют от 5 до 7 литров охлаждающей жидкости.

Помимо количества, важно и качество охладителя. Жидкость содержит, помимо прочего, гликоль, антипенные присадки, а также антикоррозионные добавки, защищающие металлические детали системы охлаждения от коррозионных воздействий.

Как работает система охлаждения?

Сердцем узла охлаждения является насос (называемый насосом охлаждающей жидкости или водяным насосом) довольно простой конструкции. На одном конце опорного вала находится шкив, (который приводит в движение насос), а на другом конце шкив с лопастями, повышающий давление охлаждающей жидкости и вызывающий ее движение.

Насос начинает работать сразу после запуска двигателя. Есть несколько решений для его привода. Он может приводиться в движение зубчатым ремнем, ручейковым ремнем или зубчатой ​​цепью или. Все зависит от двигателя. Неизменным остается только то, что привод передается от колеса на коленчатый вал.

Помимо помпы, в систему входят: резервуар для хладагента, расширительный бачок, термостат, фланец ГБЦ, радиатор, резиновые шланги, воздуховоды двигателя, вентилятор радиатора и электрические датчики (датчик температуры охлаждающей жидкости и др.). Как видите набор деталей довольно обширный, поэтому нужно хорошо представлять себе как выявить неисправности системы охлаждения двигателя.

Насос приводит охладитель в движение сразу после запуска двигателя. Вначале он циркулирует в так называемом малом контуре, без радиатора. Это помогает двигателю быстрее достичь рабочей температуры. Нагретая жидкость заставляет термостат открываться. Затем охладитель поступает в большой контур с радиатором.

Система охлаждения может снижать температуру и нагревать ряд дополнительных компонентов — не только двигатель, но и дроссельную заслонку, клапан EGR и многое другое. Охлаждающая магистраль, также связана с системой отопления. Горячая жидкость проходит через нагреватель. Он нагревает воздух, поступающий внутрь салона через вентиляторы.

Утечки из системы охлаждения — в чем причина?

Существует много причин для этого. Наиболее распространенная причина – старение резины, из которой изготовлены уплотнения и резиновые шланги. Отдельные резиновые шланги могут быть механически повреждены, например, в местах их крепления металлическими хомутами.

Источником течи может быть ржавый радиатор или поврежденный кран в его нижней части, используемый для удаления старого хладагента из магистрали. Жидкость может вытекать через поврежденные уплотнения на насосе. Источником протечек может быть поврежденный пластиковый штуцер (треснувший).

При прогорании прокладки головки блока цилиндров, хладагент может попасть в маслораспределительные каналы двигателя (разбавление масла охлаждающей жидкостью может быстро привести к заклиниванию). Если в системе использовалась вода, то в морозы она может замерзнуть и лопнуть каналы в двигателе, элементах радиатора или других частях системы.

Читайте также:  Что делать признак перегрева двигателя

На фото ниже вы видите сальник нового насоса охлаждающей жидкости, в то время как поврежденная, гнилая прокладка, приведет к протечкам.

неисправности системы охлаждения двигателя-1

Неисправности системы охлаждения двигателя — каковы симптомы и их последствия?

Система охлаждения работает корректно только тогда, когда термостат и вентилятор исправны, радиатор не забит, а вся магистраль герметична. Уменьшение объема жидкости из-за утечек означает, что система не может должным образом отводить тепло от двигателя.

Это приводит к перегреву привода и дегенерации моторного масла, которое под воздействием высокой температуры теряет свои смазывающие и защитные свойства. Перегретый двигатель подвержен ускоренному износу, а также может заклинить.

Работа двигателя при слишком высокой температуре из-за небольших утечек может привести к прогоранию прокладки головки блока цилиндров, а также другим неприятным проблемам. Риск оценивается как очень высокий, поэтому потери охлаждающей жидкости нельзя недооценивать.

Как понять, что система охлаждения негерметичная? Определить визуально достаточно просто — количество хладагента в резервуаре будет постепенно уменьшаться. Под автомобилем и на некоторых элементах системы охлаждения могут появиться мокрые пятна, похожие на цвет хладагента.

Указатель температуры охлаждающей жидкости может показывать очень высокие значения во время движения. В крайнем случае из-под капота пойдет пар, когда выяснится, что жидкость закипела.

Утечки в системе охлаждения — как найти?

Если автомобиль находится в гараже, на терракотовом, бетонном полу или на брусчатке, вы можете проверить наличие пятен охлаждающей жидкости под автомобилем через несколько часов стоянки. Если они находятся явно с одной стороны автомобиля, значит, в этом месте могла произойти утечка. Когда автомобиль стоит на траве или гравии, под моторный отсек можно подложить газеты, чтобы проверить, где утечка.

Также, при холодном двигателе проверьте рукой нижнюю сторону всех резиновых шлангов в тракте охлаждения. Особенно на металлических хомутах. Когда шланг в данном месте мокрый — возможно вам удалось найти место неисправности системы охлаждения двигателя и конкретную точку протечки.

Иногда дело обстоит прозаично – металлический хомут, крепящий шланг к патрубку, может быть слишком слабо затянут. Как только жидкость оказывается под давлением, она начинает вытекать.

И наоборот. Чрезмерное затягивание металлического хомута, например, на соединении радиатора и головки блока, также может повредить их и вызвать утечку хладагента. Эти разъемы чаще всего изготавливаются из пластика. Когда источником течи является радиатор, он скорее всего будет мокрый в нижней части. Но не всегда.

Можно прогреть двигатель до рабочей температуры (проехать на машине несколько километров), остановиться, открыть капот (разумеется, остерегаться горячих деталей двигателя) и понаблюдать. В радиаторе может быть небольшое отверстие, из которого под высоким давлением будет вытекать горячая охлаждающая жидкость (будет видна узкая струйка).

Источником утечки может быть и термостат, а именно его прокладка

Охлаждающая жидкость, также может вытекать из проржавевшего нагревателя. Тогда вы почувствуете запах хладагента в салоне автомобиля, а на стеклах салона могут появиться жирный налет. Худшая ситуация будет, когда охлаждающая жидкость просачивается в моторное масло (что означает поврежденную прокладку ГБЦ), либо она будет заметна в районе самого блока цилиндров.

Разница температур между вытекающей жидкостью и горячей головкой может привести к образованию трещины в головке. К счастью, такие серьезные поломки случаются не часто. При попадании жидкости в моторное масло (из-за поврежденной прокладки ГБЦ), под маслозаливной крышкой появится жирная жидкость, известная в народе как майонез. Его цвет будет сочетать цвета охлаждающей жидкости и моторного масла.

Читайте также:  Почему появился стук в двигателе

Неисправности системы охлаждения двигателя — как их устранить?

Если источником утечки является насос охлаждающей жидкости (известный в народе как водяной насос), единственным решением является его замена на новый. Кроме того, его привод должен быть заменен. В зависимости от используемого решения это может быть ремень ГРМ, ручейковый ремень или цепь.

неисправности системы охлаждения двигателя-2

Для шлангов магистрали охлаждения: если они потрескались или стали ломкими, замените их новыми. Если трещина или повреждение шланга небольшое, или это случилось с вами в дороге и вы хотите быстрее попасть домой, то вы можете воспользоваться авторемонтным пластырем.

Эта лента выдерживает температуру до 100 градусов Цельсия (шланг снаружи никогда не нагреется), устойчив к воде и маслу. Повязка имеет длину 3 м. Место ремонта желательно обезжирить, а затем плотно обмотать ремонтной лентой. Она обычно продается на автозаправках.

Что касается шлангов, то проблемы могут возникнуть из-за коррозии металлических хомутов, которыми шланги крепятся к патрубкам. Их стоит заменить на новые.

Если источник утечки треснувший бачок для хладагента?

В этом случае вы должны заменить его на новый или найти повреждение и заклеить его. Соединение должно быть очень прочным, поэтому нужно использовать очень сильный клей. Хорошим решением станет Power Plastic Extreme Grey MA Professional для пластика. Двухкомпонентный клей создает очень прочное соединение, устойчивое к высоким температурам (до 180 градусов С).

Он не восприимчив к хладагенту. Клей сохнет долго, но полученный шов получается чрезвычайно прочным. Склеиваемый бак должен быть сухим, а ремонтируемое место – вымытым и обезжиренным, а также отшлифованным наждачной бумагой, что значительно облегчит работу клея.

Когда нам удалось обнаружить течь на радиаторе, ее можно устранить с помощью состава для быстрой холодной сварки (также продается на автозаправках или а авто магазинах). Место ремонта необходимо обезжирить и просушить. Затем нужно смешать нужное количество двухкомпонентного состава и нанести его на место ремонта. Состав затвердевает до 10 минут, но стоит подождать несколько часов, пока он не достигнет твердости стали.

Если радиатор сильно проржавел и имеет много утечек, то ничего не остается, как заменить его на новый. Если вентилятор в рабочем состоянии, его можно снять с радиатора (ржавые крепления создадут много проблем) и установить в новый радиатор.

Что дальше…

  • Если охлаждающая жидкость вытекает из-под корпуса термостата, снимите его и установите другую прокладку. Когда, конечно, вы сможете купить новую, без замены всего термостата. Если термостат стоит несколько десятков рублей, это не должно быть проблемой. Хуже, когда его стоимость для данного автомобиля составляет несколько сотен.
  • Временно утечку можно устранить с помощью профессионального силиконового герметика. Место утечки необходимо смазать силиконом и дождаться его высыхания. Такое временное решение позволит оттянуть момент ремонта или поможет добраться домой издалека.
  • Если источником протечки является поврежденный пластиковый патрубок – единственное решение – заменить его новым.
  • Если охлаждающая жидкость вытекает из сливной пробки под радиатором, необходимо использовать новую прокладку пробки.

Помните! Нельзя недооценивать утечки в системе охлаждения. Они очень опасны для двигателя. Для поддержания приводного агрегата в надлежащем техническом состоянии необходима эффективная система охлаждения.

Автомобильные подсказки